You are here: Home История искусства

История искусства

 

Возникновение и сложение истории искусства

Как самостоятельная научная дисциплина в системе гуманитарного знания  возникло в кон. 19 в. До этого представления об искусстве находили выражение в различных по жанру текстах: как в трактатах, посвящённых тем или иным видам искусства, так и в исторических, философских, богословских, художественных и др. текстах. В античный период создаются первые жизнеописания художников (Дурий Самосский, 4–3 вв. до н. э.), закладываются основы истории искусства (Плиний Старший), теории архитектуры (Витрувия), возникает традиция лит. экфрасиса (Флавий Филострат Старший, Павсаний и др.). В средние века наиболее значит. явлениями стали развитие экфрасиса в Византии (Евсевий Кесарийский, Иоанн Златоуст, патриарх Фотий, Михаил Пселл), на западе — первые опыты систематизации искусства (трактат «О различных искусствах» Теофила, ок. 1100), художественной критики (Бернард Клервосский), архитектурного экфрасиса (аббат Сугерий), а также разработка теории искусства в схоластике (Винсент из Бовэ, Гуго Сен-Викторский, Фома Аквинский).

На Востоке также развивалась литература об искусстве. Индийский трактат «Читралакшана» («Характерные черты живописи», нач. н.э.) сочетает обсуждение технических сторон искусства с иконографическими предписаниями. Китайская художественная мысль представлена прежде всего трактатами живописцев: «Записи о классификации старой живописи» Се Хэ (кон. 5 в. — нач. 6 в.), «Тайны живописи» Ван Вэя (8 в.), «Заметки о правилах работы кистью» Цзин Хао (10 в.), «Высокое послание лесов и потоков» Го Си (11 в.), сочинения Су Ши (11 в.), «Око живописи» Дун Ци-Чана (16–17 вв.) и коллективное «Слово из сада с горчичное зерно» (17 в.). Из многочисл. япон. сочинений об искусстве следует упомянуть «Японию в картинах» Нисикавы Сукэнобу (17–18 вв.), «Беседы о западной живописи» Сибы Кокана (18–19 вв.) и «Заметки безымянного старца» Кэйсай Эйсэна (19 в.). Эстетические и историко-художественные представления Среднего и Ближнего Востока отразились в текстах Султана-Али Мешхеди (15–16 вв.), Дуст-Мухаммада (16 в.), Садиг-бек Афшара (16–17 вв.). В сочинениях армян. философа и художника Григора Татеваци (14–15 вв.) можно встретить многочисленные эстетические и художественные фрагменты.

Исторический подход к искусству в Европе возникает в эпоху Возрождения. У Боккаччо встречаются упоминания о Джотто, у Петрарки и Ф. Саккетти — пассажи о С. Мартини, А. Орканье, Т. Гадди. Жизнеописания художников включены в «Историю Флоренции» Ф. Виллани (1351) и в трактат «О знаменитых людях» Б. Фацио (1456), а рассуждения об античном искусстве и оценки современных художников — в комментарии К. Ландино к «Божественной комедии» Данте (1481). В проповедях и трактатах М. Савонаролы можно встретить как высказывания о предназначении искусства вообще, так и критику его современныых форм. Для эпохи Возрождения характерно появление теоретических сочинений самих художников: «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини (ок. 1400), «Комментарии» Л. Гиберти, трактаты «О живописи» (1435–36), «О статуе» (1435), «О зодчестве» (1452) Л. Б. Альберти, сочинение Пьеро делла Франческа «О божественной перспективе» (1480-е гг.), теоретич. тексты Леонардо да Винчи. Аналогичные явления наблюдаются и на Севере (теоретич. наследие А. Дюрера, И. Нойдорфера, И. Бутцбаха). В это же время в Италии складывается традиция жизнеописаний художников (А. Т. Манетти), нашедшая высшее проявление в «Жизнеописаниях…» Дж. Вазари – первого подлинного историка искусства, вслед за которым в этом жанре писали А. Кондиви, Франсиско де Холланда, а также Б. Челлини, создавший первую автобиографию художника. С Рафаэлем связано начало классич. археологии, а в «Письмах» П. Аретино представлены первые образцы худож. критики. Маньеристическая теория искусства представлена Дж. П. Ломаццо, Л. Дольче, Ф. Цуккари. Именование «Вазари Севера» получил фламандский гуманист К. ван Мандер. Нем. наука об искусстве начинается с И. фон Зандрарта. Классицизм 17 в. отмечен сочинениями папского антиквара Дж. П. Беллори (Италия), во Франции — спором «пуссенистов» (Ролан Фреар де Шамбре, А. Фелибьен) и «рубенсистов» (Роже де Пиль).

Эпоха Просвещения ознаменована как образцами ранней худож. критики во Франции (Ж.-Б. Дюбо, «Салоны» Д. Дидро), так и опытами создания истории искусства («История итальянской живописи» Л. Ланци, 1789, Италия). Теоретиками искусства по-прежнему часто выступали художники (в Англии – «Анализ красоты» У. Хогарта, 1753 и «Теория живописи» Дж. Рейнольдса). Становление теории И. происходило преимущ. в Германии в тесной связи с развитием эстетики Просвещения (Г.Э. Лессинг, И. В. Гёте, Ф. Шиллер), нем. романтизма (В.Г. Вакенродер, Л. Тик, К.В.Ф. Зольгер, братья А. и Фр. Шлегель, Ф. К. Баадер, Новалис), немемецкого философского идеализма (эстетич. труды И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля). Окончательное сложение научного подхода связано с именем И. И. Винкельмана, благодаря которому история искусства была осознана как целостный процесс, а не как череда отдельных художников.

Баннер